<< Главная страница

Хализев В.Е.

Теория литературы

М.: Высшая школа, 1999.
Рецензент: Кафедра теории литературы Тверского государственного университета
(зав. кафедрой д-р филол. наук проф. И.В. Фоменко);
д-р филол. наук проф. Н.К. Гей (Институт мировой литературы)



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА

    1. Эстетическое как философская категория. Искусство как создание эстетических ценностей

    1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ: ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА
    2. ПРЕКРАСНОЕ
    3. ВОЗВЫШЕННОЕ. ДИОНИСИЙСКОЕ
    4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ
    5. МЕСТО И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
    6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЗМ
    7. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

    2. Искусство как познавательная деятельность (к истории вопроса)

    1. ТЕОРИЯ ПОДРАЖАНИЯ
    2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЗАЦИИ
    3. ТИПИЧЕСКОЕ И ХАРАКТЕРНОЕ

    3. Тематика искусства

    1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «ТЕМА»
    2. ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ
    3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕМАТИКИ
    4. ИСКУССТВО КАК САМОПОЗНАНИЕ АВТОРА
    5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕМАТИКА КАК ЦЕЛОЕ

    4. Автор и его присутствие в произведении

    1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «АВТОР». ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ АВТОРСТВА
    2. ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ИСКУССТВА
    3. НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ В ИСКУССТВЕ
    4. ВЫРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ АВТОРА. ВДОХНОВЕНИЕ
    5. ИСКУССТВО И ИГРА
    6. АВТОРСКАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И АВТОР КАК РЕАЛЬНОЕ ЛИЦО
    7. КОНЦЕПЦИЯ СМЕРТИ АВТОРА

    5. Типы авторской эмоциональности

    1. ГЕРОИЧЕСКОЕ
    2. БЛАГОДАРНОЕ ПРИЯТИЕ МИРА И СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ
    3. ИДИЛЛИЧЕСКОЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ, РОМАНТИКА
    4. ТРАГИЧЕСКОЕ
    5. СМЕХ. КОМИЧЕСКОЕ, ИРОНИЯ

    6. Назначение искусства

    1. ИСКУССТВО В СВЕТЕ АКСИОЛОГИИ. КАТАРСИС
    2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
    3. ИСКУССТВО В СООТНЕСЕННОСТИ С ИНЫМИ ФОРМАМИ КУЛЬТУРЫ
    4. СПОР ОБ ИСКУССТВЕ И ЕГО ПРИЗВАНИИ В XX ВЕКЕ. КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА ИСКУССТВА
Глава II. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА

    1. Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства
    2. Художественный образ. Образ и знак
    3. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие
    4. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика
    5. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения
    6. Литература и синтетические искусства
    7. Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации

Глава III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Герменевтика

    1. ПОНИМАНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. СМЫСЛ
    2. ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ
    3. НЕТРАДИЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

    2. Восприятие литературы. Читатель

    1. ЧИТАТЕЛЬ И АВТОР
    2. ПРИСУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА
    3. РЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОВ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
    4. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
    5. МАССОВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

    3. Литературные иерархии и репутации

    1. ВЫСОКАЯ ЛИТЕРАТУРА». ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА
    2. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА[352]
    3. БЕЛЛЕТРИСТИКА
    4. КОЛЕБАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ РЕПУТАЦИЙ. БЕЗВЕСТНЫЕ И ЗАБЫТЫЕ АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ
    5. ЭЛИТАРНАЯ И АНТИЭЛИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ
Глава IV. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

    1. Основные понятия и термины теоретической поэтики

    1. ПОЭТИКА: ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА
    2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ЦИКЛ. ФРАГМЕНТ
    3. СОСТАВ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЕГО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

    2. Мир произведения

    1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА
    2. ПЕРСОНАЖ И ЕГО ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
    3. ПЕРСОНАЖ И ПИСАТЕЛЬ (ГЕРОЙ И АВТОР)
    4. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖА. ПСИХОЛОГИЗМ[462]
    5. ПОРТРЕТ
    6. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ[481]
    7. ГОВОРЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ[497]
    8. ВЕЩЬ
    9. ПРИРОДА. ПЕЙЗАЖ
    10. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
    11. СЮЖЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ
    12. СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ

    3. Художественная речь. (стилистика)

    1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ В ЕЕ СВЯЗЯХ С ИНЫМИ ФОРМАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    2. СОСТАВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
    3. ЛИТЕРАТУРА И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ
    4. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
    5. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

    4. Текст

    1. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ
    2. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ СЕМИОТИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
    3. ТЕКСТ В ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ

    5. Неавторское слово. Литература в литературе

    1. РАЗНОРЕЧИЕ И ЧУЖОЕ СЛОВО
    2. СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ
    3. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
    4. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ

    6. Композиция

    1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА
    2. ПОВТОРЫ И ВАРИАЦИИ
    3. МОТИВ
    4. ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И СУММИРУЮЩИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. УМОЛЧАНИЯ
    5. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; «ТОЧКА ЗРЕНИЯ»
    6. СО- И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ
    7. МОНТАЖ
    8. ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА
    9. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

    7. Принципы рассмотрения литературного произввдения

    1. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ
    2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
    3. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Глава V. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ

    1. Роды литературы

    1. ДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ
    2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ РОДОВ
    3. ЭПОС
    4. ДРАМА
    5. ЛИРИКА
    6. МЕЖРОДОВЫЕ И ВНЕРОДОВЫЕ ФОРМЫ

    2. Жанры

    1. О ПОНЯТИИ «ЖАНР»
    2. ПОНЯТИЕ «СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА» В ПРИМЕНЕНИИ К ЖАНРАМ
    3. РОМАН: ЖАНРОВАЯ СУЩНОСТЬ
    4. ЖАНРОВЫЕ СТРУКТУРЫ И КАНОНЫ
    5. ЖАНРОВЫЕ СИСТЕМЫ. КАНОНИЗАЦИЯ ЖАНРОВ
    6. ЖАНРОВЫЕ КОНФРОНТАЦИИ И ТРАДИЦИИ
    7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В СООТНЕСЕНИИ С ВНЕХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Глава VI. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Генезис литературного творчества

    1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА
    2. К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
    3. КУЛЬТУРНАЯ ТРДЦИЦИЯ В ЕЕ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ

    2. Литературный процесс

    1. ДИНАМИКА И СТАБИЛЬНОСТЬ В СОСТАВЕ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    2. СТАДИАЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ
    3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ) XIX — XX ВВ.
    4. РЕГИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРЫ
    5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ
    6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА

На главную
Комментарии
Войти
Регистрация